Урок истории в
5кл.
Тема урока: « Письменность и знания древних египтян».
Концептуальная цель: развитие диалектического мышления, потребности в познании и понимании исторической картины мира.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с письменностью и научными знаниями древних египтян;
- развивать умение анализировать исторические источники;
-продолжить формирование умений работать с текстом; выделять главное, делать выводы.
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Использование ЦОР |
Вводно-мотивационный: - обеспечить
благоприятную атмосферу на уроке, подготовить учащихся к общению и
предстоящему занятию. |
|
|
Учитель обращает
внимание на экран и предлагает узнать, о каком государстве пойдет речь на
уроке, и почему вы так считаете. |
- просмотр
слайд-шоу. - дают ответ на
поставленный вопрос. |
|
Сообщение темы
урока, запись темы в тетради. |
Записывают тему
урока в тетрадь, и вместе с учителем формулируют (ставят) цели урока. |
|
Рассказ учителя о
возникновении письменности в Древнем Египте.
« иероглифы» Рассказ учителя о материале для письма. |
|
|
Учитель предлагает
ознакомиться с таблицей чисел в учебнике, стр. 61, и отгадать, какое число
записано на карточке -Рассказ учителя о ведической культуре и рунах. |
-Работа с таблицей чисел по учебнику. - Задание: составьте свое число. |
|
Какие еще научные знания были развиты в Древнем Египте, мы узнаем, поработав с документами |
Работа с историческим источником в парах. Задание: найти, какие науки были развиты в Древнем Египте. |
|
- Работа над проблемным вопросом. |
- Учащиеся
предлагают свои варианты решения. |
|
- Работа над тезисом. |
- Обоснование выбора тезиса. |
|
Беседа с учащимися. -Родители детей в Египте очень хотели, чтоб их дети были писцами. Почему? -Умеющего писать и читать в Древнем Египте называли «мудрыми». Почему? |
|
|
Рефлексия. Подведение итогов
урока. |
|
|
Домашнее задание. |
Записывают домашнее
задание в дневник. |
Приложения:
Научные знания египтян.
Египетская астрономия достигла больших успехов. Египтяне
наблюдали время появления Сириуса на небе, предвещавшее разлив Нила. Египетский календарь был солнечный. Год
делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом.
Древнеегипетские хирурги с помощью различных
медицинских инструментов успешно делали сложные операции, хотя обезболивающих
средств не знали. В Египте существовали врачи различных специальностей, помимо
хирургов, славились окулисты, стоматологи. Искусные зубные врачи отлично
закрепляли шатающийся зуб с соседним здоровым при помощи тонкой проволочки, умели
сверлить больной зуб, чтобы удалить из него гной.
Имелись в Египте и зачатки географической науки. Землю
представляли себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами) и
обтекаемого со всех сторон океаном («великим кругом»). Передней стороной считался
юг, откуда течет Нил, задней стороной — Север (острова Средиземного и Эгейского
морей), правой стороной — Запад ( где предполагалось обиталище душ умерших), а
левой стороной — Восток (Страна бога солнца Ра).
Ø Выберите
науки, которые были развиты в древнем Египте.
Словарь
к уроку.
Иероглифы - (от греч. hieros
— священный и glyphe — то, что вырезано), древние рисуночные знаки египетского
письма
Свиток
- узкая
полоса папируса, пергамента или бумаги, свернутая в трубку; одна из древнейших
форм книги.
Папирус
- изготовлявшийся в древности и раннем
средневековье писчий материал из стеблей папируса. Название «папирус»
переносилось и на рукопись на этом материале.