3. Распространение
педагогического (управленческого) опыта
3.1. Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия
|
уровень (образовательное учреждение, район, город, край, Россия и т.д.) |
дата |
Баллы (до 10 баллов) (заполняет эксперт) |
Тема: «Письменность
и другие научные знания древних египтян», 5 кл. Тема: «Усиление
власти Ивана Грозного. Опричнина», 7 кл. Тема: «Петр I. Россия на рубеже веков», 7 кл. Тема: «Рабство в
Древнем Риме», 5 кл. Тема: «Первый
властелин Китая», 5 кл. |
Образовательное
учреждение Районный педсеминар Образовательное
учреждение (для учителей истории Кизьвенской школы) Образовательное
учреждение Районное методобъединение
учителей истории |
2006/07г. 2006/07г. 2006/07г. 2007/08г. 2007/08г. |
|
Урок
истории 5 кл.
Учитель: Порошина Е.Г.
II квалификационная категория
Тема: «Первый властелин единого Китая»
Концептуальная цель: Развитие диалектического мышления, потребности в познании и понимании исторической картины мира.
Стратегическая цель: развитие вех каналов восприятия, развитие правильной и точной речи, эмоционально- чувственного восприятия, умение делать выводы, умение слушать друг друга, умение рассуждать, аргументированность речи, самостоятельность и гибкость мышления.
Задачи:
Проблема: Учащиеся знают, что многие государства в древности были раздробленными, но по истечению времени, происходило объединение государств.
Проблемный вопрос: «Почему единое государство лучше, чем раздробленное?»
Варианты решения:
1. Может противостоять врагам;
2. Лучше развивается;
3. Легче управлять;
4. Нет междоусобных войн;
Оптимальный вариант: 3+1+4+2
С созданием единого государства появляется единый правитель, единые законы и единые органы власти, государством легче управлять, целое государство может противостоять врагам, исчезает феодальная раздробленность и междоусобные войны, что способствует развитию страны,
Тезисы к уроку: «Вместе мы-
сила»
« Когда мы едины,
то непобедимы.
Приложение 1 к конспекту урока
«Развитие личностных качеств учащихся средствами учебного материала»
Комментарии к ходу урока |
Развитие личностных качеств и психических
процессов |
Способы и приемы ненасильственного обучения. |
Учитель приветствует детей, желает успешной работы. - Обращение на экран. (демонстрация слайдов Др.Китая) - С каким государством мы продолжим знакомиться? - Почему вы так считаете? |
Аудиальный канал восприятия, положительные эмоции, -эмоционально-чувственное восприятие, все каналы восприятия. -аргументированность речи, логичность мышления, познавательный интерес |
Педагогика
сотрудничества 1 этап.Интерес Психологический прием:
2 этап.Размышление Логико-психологический прием: вопросно-ответный ход суждения |
Сообщение темы и запись в тетради. (слайд) |
Все каналы восприятия. |
Педагогика
сотрудничества 1 этап.Интерес Психологический прием:
|
Постановка проблемы. Рассказ учителя об объединении Китая. (слайд) |
Аудиальный и визуальный каналы восприятия, умение слушать. |
Педагогика
сотрудничества 1 этап.Интерес Психологический прием:
|
Работа над проблемным вопросом. |
Точность и логичность речи. Самостоятельность и гибкость мышления |
Педагогика
сотрудничества 1 этап.Интерес Психологический прием:
2 этап.Размышление Психологический прием: ·
похвала
в ситуации успеха |
Работа над тезисом. |
Самостоятельность и гибкость мышления |
Педагогика
сотрудничества 1 этап.Интерес Психологический прием:
2 этап.Размышление Психологический прием: ·
похвала
в ситуации успеха |
Учитель предлагает учащимся отметить даты объединения Китая и объединения Индии на ленте времени. - Что было раньше и насколько? |
Каналы восприятия, самостоятельность мышления, умение рассуждать. |
Педагогика
сотрудничества 1 этап.Интерес Психологический прием:
2 этап.Размышление Логико-психологический прием: вопросно-ответный ход суждения Психологический прием: ·
похвала
в ситуации успеха |
Учитель предлагает детям, работая в парах, изучить по тексту учебника: -направления и цели военных походов Цинь Шихуана ; - строительство Великой китайской стены. (слайды) |
Самостоятельность мышления, визуальный канал восприятия, правильность и точность речи, умение слушать друг друга. |
Педагогика
сотрудничества 1 этап.Интерес Психологический прием:
2 этап.Размышление Логико-психологический прием: вопросно-ответный ход суждения Психологический прием: ·
похвала
в ситуации успеха |
Рассказ учителя о причинах возмущения народа в Др.Китае.(игра «Чистый доска») |
Самостоятельность мышления, визуальный канал восприятия, правильность и точность речи, Эмоционально-чувственное восприятие. |
Педагогика
сотрудничества 1 этап.Интерес Психологический прием:
2 этап.Размышление Логико-психологический прием: вопросно-ответный ход суждения Психологический прием: ·
похвала
в ситуации успеха |
|
|
Педагогика
сотрудничества 1 этап.Интерес Психологический прием:
2 этап.Размышление Логико-психологический прием: вопросно-ответный ход суждения Психологический прием: ·
похвала
в ситуации успеха |
- Как эти предметы связаны с темой нашего урока? ( на слайд) |
Визуальный, аудиальный каналы восприятия, самостоятельность мышления, |
Педагогика
сотрудничества 1 этап.Интерес Психологический прием:
2 этап.Размышление Логико-психологический прием: вопросно-ответный ход суждения Психологический прием: ·
похвала
в ситуации успеха |
Домашнее задание: 1.§23, ответьте на вопросы. 2. найти информацию об изобретениях китайцев. 3.составьте кроссворд по теме: «Древний Китай» |
Аудиальный и визуальные каналы восприятия, творческие способности, ответственность. |
Педагогика
сотрудничества 1 этап.Интерес Психологический прием:
|
Рефлексия.(слайд) |
Рефлексивность мышления, правильность и точность речи, аудиальный и визуальный каналы восприятия. |
Педагогика
сотрудничества 1 этап.Интерес Психологический прием:
2 этап.Размышление Психологический прием: ·
похвала
в ситуации успеха |
Приложение 2 к конспекту урока.
«Психологический портрет аудитории 5 класса»
В классе обучаются 3человека: 2 девочки и 1 мальчик. У большинства из них соглашательское отношение к предмету. Но есть и с конструктивным.
Уровни понимания учащихся: II –(о чем? +что?)- 1 чел.; III –(о чем? +что? +как?)- 1чел.; IV-(о чем? + что?+как? +зачем?)- 1 чел. Внимание у большинства детей произвольное. Ведущие каналы восприятия визуальный и кинестетический. Типы мышления: образное -1 чел., смешанное-1 чел., логическое -1 чел.
По психосоматическим типам: ваты-2 чел., пита-1чел.
Учитывая портрет аудитории темп урока средний, со сменой видов деятельности, с использований заданий для аудиального, визуального, кинестетического каналов восприятия.
Учащиеся данного класса не способны сами сформулировать проблемный вопрос, но могут найти варианты решения к вопросу, заданному учителем.
Урок проводится в проблемно- поисковой форме.
Дифференциация на уроке проводится по полу, психосоматическим типам, типам мышления, уровням понимания, по отношению к предмету, по каналам восприятия
Основания
дифференциации - по полу:
- по типам мышления
- по каналам восприятия
По психосоматическим типам: · ваты · капхи По отношению к предмету:
По уровням понимания:
|
Действия учителя по
реализации дифференцированного подхода - разная интонация голоса, похвала в ситуации успеха - учитель задает вопросы на развитие логического мышления: как? почему? - использование наглядности - использование учителем раздаточного материала, компьютерной презентации - спокойный, доброжелательный, эмоционально-окрашенный голос преподавателя, обсуждение вариантов ответа и формулировка оптимального, проговаривание учителем домашнего задания - учитель использует на уроке ленту времени, запись темы в тетрадях, вариантов решения, работа по учебнику. -разнообразные виды деятельности, индивидуальная работа по учебнику - учитель предлагает задания меньше по объему, средний темп урока, подходит к учащимся, проверяет, что и как делают, подбадривает. - учителем используются на уроке вопросы рефлексии, позволяющие осмыслить все происходящее на уроке, использование интересного материала. -использование разнообразных психологических приемов, вызывающих интерес к учебной деятельности - учитель предлагает сам найти варианты решения проблемного вопроса, выводит детей на аргументацию, доказательство своих ответов - учитель опирается на жизненный опыт учащихся |
Порошина Е.Г.
Урок истории
в 7 классе.
Портрет
аудитории: в классе 11 человек : 5 девочек ,
6 мальчиков, возраст- от 12 до 14 лет.
Уровни понимания: « о чем + что» - 2чел..
« о чем +
что + как » -7 чел.
« о чем + что + как + зачем » - 2 чел.
У детей преобладает эмоционально-эстетический мотив-
6 чел.., но присутствуют интеллектуально – познавательный – 4 чел.
и морально-дисциплинарный-1чел.
Психосоматические типы: питта-4, капха-4,вата-3.Это говорит о
том, что необходимо использовать на уроке
разные виды деятельности, организовывать коллективно-мыслительную
деятельность. У детей данной группы
преобладает наглядно-образное мышление. Внимание у детей произвольное и
смешанное. Ведущим каналом восприятия является
кинестетический-7 чел., также
присутствует визуальный-4 чел.
Данный урок проводится в
форме проблемно- поискового.
Экзистенциально-личностные
признаки: здоровье сберегающее состояние-
7 чел, здоровье сохраняющее
-4.
Тема урока: «Усиление власти Ивана Грозного.
Опричнина».
Стратегическая цель: развитие
эмоционально-чувственного восприятия, каналов восприятия, мышления, речи .
Задачи:
- познакомить учащихся с
целью опричнины и ее результатом.
- расширить знания
учащихся о первом русском царе Иване
Грозном;
-продолжить формирование
умений анализировать исторические
документы, делать выводы.
-способствовать развитию
хронологических умений.
Проблема: Для чего была введена опричнина?
Варианты решения:
1. для прекращения разногласий между боярами и государем;
2. для создания централизованного государства
3. укрепления личной
власти Ивана Грозного;
Оптимальный
вариант: 3+2+1
Тезис:
«Человек должен оставаться человеком при
любых обстоятельствах.»
Приложение к уроку
Комментарий хода урока |
Развитие личностных качеств |
Учитель здоровается с детьми, говорит, что очень рад
их встрече, желает хорошей работы на уроке Учитель предлагает из цифр составить даты (Ра- бота в парах); учителем предложены свои даты,
относящиеся к теме урока. Сообщение учащегося о личности Ивана Грозного Рассказ учителя о введении опричнины. Сообщение темы
урока, запись в тетради темы и словарная работа с новым понятием.(обращение на экран) Работа с историческим источником «Об опричном
порядке в Москве.. Из записок иностранца в Российском государстве ». Вопросы и задания к
источнику: 1. Расскажите об опричном порядке в Москве 2. Зачем царь
установил подобные порядки? Прослушав отрывок , ответьте на вопрос: - Кто же считался
«изменником» по мнению государя? Рассказ учителя об опричниках и опричном терроре Учитель задает проблемный
вопрос: « Для чего была введена опричнина?»
и предлагает по значимости распределить цели опричнины. Учащиеся предлагают свои варианты, и
рассматривается оптимальный вариант. Учитель задает вопрос: « Каковы же были результаты опричнины?» Учитель
дополняет ответы детей и говорит о
том, что не стоит и забывать о заслугах царя перед Отечеством. В качестве рефлексии задаются вопросы : -Какие чувства вы
испытывали на уроке? -Что полезного вы взяли с
урока? Работа над тезисом.
Домашнее задание: -§ 24 и выписать в тетрадь понятия ; - разгадать кроссворд; составить тест ( не
более 5 вопросов) |
Положительные эмоции, аудиальный канал восприятия Кинестетический и
визуальный каналы восприятия,память Аудиальный и визуальный каналы
восприятия, расширение кругозора учащихся. Аудиальный, визуальныйи кинестетический каналы восприятия Визуальный и аудиальный каналы восприятия, речь, самостоятельность
мышления. Аудиальный канал восприятия, самостоятельность мышления Аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия,
эмоционально-чувственное восприятие Аудиальный и визуальный каналы восприятия, мышление, умение
высказывать свою точку зрения, слышать и выслушивать друг друга. Речь, аудиальный
канал восприятия, самостоятельность мышления Рефлексивное мышление |
Урок
истории в 5кл.
Портрет аудитории класса:
В классе обучаются 4
человека: 1 мальчик и 3 девочки. У большинства из них соглашательское отношение
к предмету, есть и с конструктивным.
Уровни понимания учащихся: II -1чел.; III-1чел.; IV-2чел.. Внимание у большинства детей произвольное.
Ведущие каналы восприятия: визуальный и
кинестетический. Преобладает образное мышление и произвольное внимание.
По психосоматическим типам: 2
чел.- капхи, 1-чел.-питты,
вата-1чел.
Учитывая портрет аудитории темп урока средний, со сменой видов
деятельности, с использованием заданий для аудиального,
визуального, кинестетического каналов восприятия.
Учащиеся данного класса не
способны сами сформулировать проблемный вопрос, но могут найти варианты решения
к вопросу, заданному учителем.
Урок проводится в
проблемно-поисковой форме.
Тема урока: « Письменность и другие научные знания в
Древнем Египте».
Концептуальная цель: развитие диалектического мышления.
Стратегическая цель: развитие каналов восприятия,
мышление
Задачи урока:
- познакомить учащихся с
письменностью и научными знаниями древних египтян;
- развивать умение
анализировать исторические источники;
-продолжить формирование
умений работать с текстом; выделять главное, делать выводы
Тезисы к
уроку:
«Учиться, учиться , еще раз учиться!»
В.И.Ленин
« Трудно в учении, легко в
бою.»
А.В.Суворов
Проблема В Древнем Египте раньше, чем в других государствах
появилась письменность и другие научные знания.
Проблемный вопрос: «Для чего
нужна письменность и другие научные знания?»
Варианты решения:
1для общения;
2 для того, чтобы быть образованным, грамотным;
3 для развития культуры;
4 для передачи опыта поколениям;
оптимальный вариант: 2+1+3+4
Приложение к уроку
Комментарий
хода урока |
Развитие личностных качеств |
- Учитель приветствует
уч-ся, желает успешной работы Обращение внимания на экран ( демонстрация слайдов Др.Египта) -Вы догадались, с каким
государством мы продолжим знакомиться? Почему вы так считаете? Сообщение темы урока,
запись темы в тетради Рассказ учителя о возникновении письменности в
Древнем Египте Выполнение задания:
побываем на уроке русского языка в древне египетской школе. Пользуясь
иероглифами составить предложение. - работа с таблицей чисел
по учебнику. -Какое число записано на
доске? - Попробуйте составить
свое. -
работа с историческим источником ( комментированное
чтение). Родители детей в Египте очень хотели, чтоб их дети были писцами.
Почему? - работа с текстом в парах. -Выберите науки, которые
были развиты в Др.Егитпте.
Учитель задает проблемный вопрос: «Для чего
нужна письменность и другие научные знания?» Работа в парах. -Работа над тезисами. - В качестве рефлексии
учитель задает вопрос: « Что полезного
вы узнали на уроке?» Домашнее задание: § 12, в.1-4; - найти информацию о разгадке тайны иерглифов; - составить кроссворд по
теме «Древний Египет». |
-положительные эмоции,аудиальный канал
восприятия - эмоционально-чувственное
восприятие, аудиальный, визуальный, кинестетический
каналы восприятия -аргументированность речи,
логичность мышления, познавательный интерес Аудиальный, визуальный, кинестетический Аудиальный, визуальный каналы
восприятия - визуальный,
кинестетический, Образное мышление, речь - -визуальный,
аудиальный, кинестетический, логичность мышления. - аудиальный,
визуальный каналы восприятия,
аргументированность речи, умение выделять главное, - исследовательские умения,
- самостоятельность,
мышление, аудиальный, визуальный
каналы восприятия -мышление, умение
высказывать свою точку зрения, выслушивать друг друга, аудиальный
и визуальный каналы восприятия - эмоционально-чувственное
развитие - рефлексивность
мышления, аргументированность речи Самостоятельность мышления,
аудиальный, визуальный, кинестетический каналы
восприятия, умение делать выбор. |
Приложение к уроку
Основания дифференциации 1 по полу: · девочки · мальчики 2 по типам мышления: · логическое · образное 3 по каналам восприятия: · визуальный ·аудиальный · кинестетического · По психосоматическим типам: · ватты · питты · капхи По вниманию · произвольное · непроизвольное По отношению к предмету · конструктивное · соглашательское По уровням понимания · 3 и 4 · 2 |
Действия учителя по реализации дифференцированного
подхода - разная интонация голоса,
похвала в ситуации успеха Учитель задает вопросы на
развитие логического мышления: как? почему? - использование
наглядности; - использование
преподавателем раздаточного материала, компьютерной презентации, учитель
просит сделать записи в тетради темы, вариантов решения проблемного вопроса в
тетрадь. - спокойный,
доброжелательный, эмоционально-окрашенный
голос преподавателя, обсуждение вариантов ответа и формулировка оптимального,
проговаривание учителем домашнего
задания. -учитель использует на
уроке аппликацию, запись темы, вариантов решения в тетрадь, - разнообразные виды
деятельности, индивидуальная работа с текстом; - учитель предлагает
задания меньше по объему, средний темп урока, подходит к учащимся,
проверяет, что и как делают, подбадривает; - для привлечения внимания
была применена на уроке компьютерная презентация, для того чтобы привлечь
учащихся к обсуждению темы, учитель опирается на жизненный опыт детей; - учитель использует на
уроке наглядность, увлекают разнообразные виды деятельности; -учителем используются на
уроке вопросы рефлексии, позволяющие осмыслить се происходящее на уроке,
использование интересного материала, организации исследовательской работы; - использование
разнообразных психологических приемов, вызывающих интерес к учебной деятельности; - учитель предлагает самим
найти варианты решения проблемного вопроса, выводит детей на аргументацию,
доказательство своих ответов; Домашнее задание не только
стандартное, но и более высокого уровня сложности; - учитель опирается на
жизненный опыт учащихся; |
Урок истории в 5
классе
Тема: « Древнейший
Рим»
Учитель: Порошина Е.Г.
II квалификационная категория
Конспект урока
Концептуальная цель:
Развитие диалектического мышления, потребности в познании и понимании
исторической картины мира.
Стратегическая цель: развитие всех каналов восприятия, умение сравнивать, делать выводы, развитие
правильной и точной речи.
Задачи:
Проблемный вопрос: Какие
благоприятные условия для жизни людей существовали в Италии?
Варианты решения:
Оптимальный вариант: 2+1+3
Самым благоприятным условием
для жизни людей в Италии был теплый климат, который позволял заниматься
земледелием, скотоводством, из-за полуостровного положения государства наличие
сухопутного и водного путей, ...
Приложение
1 к конспекту урока
« Развитие личностных
качеств учащихся средствами учебного предмета»
Комментарии к ходу урока |
Развитие личностных качеств и психических процессов |
Способы и приемы ненасильственного обучения |
Учитель приветствует детей Обращение внимания на слайд |
Аудиальный канал
восприятия, положительные
эмоции |
Педагогика сотрудничества. 1
этап.Интерес Психологический прием : l Аудиальный (голос учителя) l визуальный
(слайд) |
Сообщение темы |
Аудиальный, визуальный каналы восприятия |
Педагогика сотрудничества. 1
этап.Интерес Психологический прием : l Визуальный |
Учитель предлагает обратить внимание на карту Др.Рима. - На что похожа Италия? - Что можем сказать о рельефе? - Какими морями омывается? -Какие выводы можно сделать о климате? |
Аудиальный, визуальный, кинестетические каналы восприятия, точность и
правильность речи, |
Педагогика сотрудничества. 2 этап.Вызвать на размышление. Психологический прием: l Похвала в
ситуации успеха |
Учитель
предлагает детям решить проблемный вопрос: -Какие
благоприятные условия для жизни людей существовали в Древнем Риме? (слайд-шоу) |
Все каналы восприятия, произвольное внимание,самостоятельность мышления,умение
делать выводы. |
Педагогика сотрудничества. 1
этап.Интерес Психологические прием : l Аудиальный (голос учителя) l визуальный(слайд) 2.Размышление. l Психологический
прием. l Похвала в
ситуации успеха. |
Учитель знакомит учащихся с легендой о
происхождении Рима. |
Аудиальный, визуальный каналы восприятия, |
Педагогика сотрудничества. 1 этап.Интерес. Психологический прием: l аудиальный |
Учитель предлагает сравнить религию древних
римлян и древних греков. |
Аудиальный, визуальный
каналы восприятия, умение сравнивать, умение слушать друг друга |
Педагогика
сотрудничества. 2 этап.Вызвать на размышление. Психологический прием: l Похвала в
ситуации успеха |
Какое управление было в Древнем Риме? - (работа по учебнику) |
Аудиальный, визуальный,
кинестетический каналы восприятия, умение находить главное из текста,
правильность речи |
Педагогика сотрудничества. 1
этап. Интерес Психологический прием: l Похвала в
ситуации успеха |
Работа над тезисом |
Эмоционально-чувственное развитие |
|
Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание: - § 44, в.1-3; -выписать и выучить понятия; - подготовить пересказ легенды об основании
Рима. |
Все каналы восприятия, творческие
способности, самостоятельность мышления |
Педагогика сотрудничества. 1
этап.Интерес Психологический прием : l Аудиальный (голос учителя) l визуальный
(слайд) |
Рефлексия |
Аудиальный канал
восприятия, рефлексивное мышление,открытость. |
Педагогика сотрудничества. 2 этап. Вызвать на размышление. |
Приложение 2 к конспекту урока.
«Психологический
портрет аудитории 5 класса»
В классе обучаются 4 человека: 1 мальчик и 3 девочки. У большинства из
них соглашательское отношение к предмету, есть и с
конструктивным.
Уровни понимания учащихся: II -(о
чем?+что?)-1чел.;
III-(о чем + что?+как?)-1чел.; IV-( о чем+что?+как+зачем?)-2чел.. Внимание
у большинства детей произвольное. Ведущие каналы восприятия: визуальный и кинестетический.
Преобладает образное мышление и произвольное внимание.
По психосоматическим типам: 2 чел.- капхи,
1-чел.-питты, вата-1чел.
Учитывая портрет аудитории темп
урока средний, со сменой видов деятельности, с использованием заданий для аудиального, визуального, кинестетического каналов
восприятия.
Учащиеся данного класса не способны сами сформулировать проблемный
вопрос, но могут найти варианты решения к вопросу, заданному учителем.
Урок проводится в проблемно-поисковой форме.
Приложение3 к конспекту урока
Основания
дифференциации 1 по полу: · девочки · мальчики 2 по типам мышления: · логическое · образное 3 по каналам восприятия: · визуальный ·аудиальный · кинестетического · По психосоматическим типам: · ватты · питты · капхи По вниманию · произвольное · непроизвольное По отношению к предмету · конструктивное · соглашательское По уровням понимания · 3 и 4 · 2 |
Действия
учителя по реализации дифференцированного подхода - разная интонация голоса, похвала в ситуации успеха Учитель задает вопросы на развитие логического мышления: как? почему? - использование наглядности; - использование преподавателем раздаточного материала, компьютерной
презентации, учитель просит сделать записи в тетради темы, вариантов решения
проблемного вопроса в тетрадь. - спокойный, доброжелательный, эмоционально-окрашенный голос преподавателя, обсуждение вариантов
ответа и формулировка оптимального, проговаривание учителем домашнего задания. -учитель использует на уроке атласы, запись темы, вариантов решения в тетрадь, работа по учебнику. - разнообразные виды деятельности, индивидуальная работа с текстом; - учитель предлагает задания меньше по объему, средний темп урока,
подходит к учащимся, проверяет,
что и как делают, подбадривает; - для привлечения внимания была применена на уроке компьютерная презентация, для того чтобы привлечь учащихся к обсуждению темы, учитель опирается на жизненный опыт детей; - учитель использует на уроке наглядность, увлекают разнообразные виды
деятельности; -учителем используются на уроке вопросы рефлексии, позволяющие
осмыслить се происходящее на уроке, использование интересного материала,
организации исследовательской работы; - использование разнообразных психологических приемов, вызывающих
интерес к учебной деятельности; - учитель предлагает самим найти варианты решения проблемного вопроса,
выводит детей на аргументацию, доказательство своих ответов; Домашнее задание не только стандартное, но и более высокого уровня
сложности; - учитель опирается на жизненный опыт учащихся; |