Утверждаю.
Директор школы:__________ (Богданова Т.П.)
Программа кружка «Юный краевед»
«Любовь к
родному краю,
Знания его
истории- основа, на которой только
и может
осуществляться рост духовной
культуры общества»
Д.С.Лихачев
Пояснительная записка:
Сегодня
мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, осознаем
необходимость изучения своих корней. Краеведение – это одна из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью,
она содействует нравственному, эстетическому и физическому воспитанию
детей, расширяет кругозор, знакомит их с хозяйственной жизнью России, края,
поселка; воспитывает любовь к малой Родине, гордость за свой народ и
замечательных людей прошлого. Выполняя задания по краеведению, ребята
знакомятся с новыми людьми, или узнают раннее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности
жизни этих людей вызывают уважение к
людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к с историческим события, описанными в учебнике.
Изучение
истории родного края способствует формированию познавательного интереса, ведь
местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать
свое собственное открытие, или узнать
что-то новое, т.е. почувствовать себя
причастным к творению истории.
Краеведение воспитывает творческую
инициативу учащихся, их самостоятельность.
История – это история людей. Корни человека
в истории и традициях своей семьи,
своего народа. История родного края близкая
родная, так как она рассказывает о людях, живущих рядом или о
родственниках.
Представленная программа
рассчитана на учащихся 5-9 кл.
Цель:
· изучение истории своей
«малой» Родины, материальной и духовной культуры, быта
Задачи:
·
Сбор краеведческого материала по истории поселка, школы.
·Способствовать развитию навыков
исследовательской работы;
· Воспитывать у учащихся уважение и
интерес к истории родного края; к делам
и трудам наших современников,
гордость за успехи и достижения земляков;
l
формирование важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей,
а также гражданской активности и социально значимых качеств.
Ожидаемые
результаты:
l
получение учащимися умений и
навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
l
формирование навыков исследовательской и поисковой работ;
l
создание и оформление школьных стендов:
- по истории школы;
- об учителях школы;
- о выпускниках школы;
- предметы
быта;
Тематический
план
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Задачи, форма проведения |
1. |
Что
такое краеведение? Роль школьного краеведения. |
1 |
Лекция.
Знакомство с понятием «краеведение» и его ролью. |
2. |
Семейный
уклад |
2 |
Лекция,
практическое занятие. Составление
родословной и знакомство с нею. |
3. |
Мой
дом. |
3 |
Лекция,
практическое занятие. Изучение
интерьера, быта, жилища крестьян. Встреча
с пожилыми жителями поселкам и запись воспоминаний о постройке домов и их жизни
прежде.(сбор предметов быта) |
4. |
Занятия и ремесла. |
1 |
Лекция. Знакомство
с традиционной технологией изготовления предметов быта. |
5. |
Система образования в районе. |
1 |
Лекция. |
6. |
Родная
школа. Сбор материала по истории
школы. |
3 |
Лекция.
Практические занятия. Встреча
с старожилами поселка, запись воспоминаний, сбор
фотографий. |
7. |
Оформление
стенда по истории школы. |
2 |
Практическое
занятие. |
8. |
Выпускники,
учителя, директора нашей школы. Сбор
материала. |
4 |
Практические
занятия. |
9.
|
Оформление
стендов о выпускниках, учителях,
директорах школы. |
3 |
Практические
занятия. |
10. |
Заселение
и хозяйственное освоение нашего района. |
1 |
Лекция. Знакомство
с историей заселения края. |
11. |
Хозяева
и их владения. |
1 |
Лекция.
|
|
Из
истории населенных пунктов и их названий. |
1 |
Лекция.
Знакомство с историей
происхождения населенных
пунктов. |
12. |
Начало
двадцатого века. |
1 |
Лекция. |
13. |
Наш
район в 20-е – 30-е годы. |
1 |
Лекция. |
14. |
Наш
район в годы войны. |
1 |
Лекция. |
15. |
Сивинский
район в 40-60-е годы. |
1 |
Лекция.
Практическое занятие. |
16. |
История
поселка. |
3 |
Практическое
занятие. Сбор материалов по истории возникновения поселка. |
17. |
Район
70-80-х годах |
1 |
Лекция. |
18. |
Район
90-е годах. |
1 |
Лекция. |
19.
|
Район
в конце XX начале XXI в.в. |
1 |
Лекция. |
20. |
Творческая работа учащихся: «Сердцу родной уголок». |
1 |
Практическое
занятие. |